Сайт о Книге перемен


Башня

Дом Божий

Башня, изображенная на картине Аркана XVI, - первое сооружение, которое встречается в Таро. Нет никаких построек и на последующих картах, за исключением Луны (XVII), где мы видим две похожие башни. Арканы XVI, XVII и XVIII составляют шестой тернер, который соответствует телу земного Адама, то есть организму отдельного человека или всего человечества в целом. На картине Аркана XVI, первого в этом тернере, изображено то, что можно назвать воплощающимся духом, а на картине Аркана XVIII, последнего в тернере, - результат процесса воплощения. Поскольку ничто не может обрести плоть, пока не произойдет сгущение, прежде всего эфирное или флюидическое, а это сгущение совершается под ограничивающим и выделяющим влиянием, которое принято приписывать Дьяволу, последний становится духовным отцом как любой мельчайшей частицы, так и неизмеримо большей вселенной, ибо в основе и того, и другого прослеживается безумное вращение вокруг центра притяжения, в котором сосредоточены эгоистические и захватнические силы. Как в малом, так и в великом все стремится к большей конкретности и определенности под влиянием неясного инстинкта индивидуализации, который проявляется в форме бунта против всеобщего порядка вещей. Вот откуда взялась легенда о Люцифере и его падении, которую следовало бы пересмотреть, поскольку Бог - это не старый Апсу халдеев, бездонная пучина, Бесконечное, которое дремлет в своей бесконечности, не желая выходить из нее и что-либо создавать. Мы отказались от этого ленивого, но последовательного с метафизической точки зрения божества, чтобы заменить его Созидательной Первопричиной, которая действует посредством дифференциации и не обижается на неизбежные в процессе материализации нарушения субординации, ибо без них она не смогла бы реализовать свой план. Не стоит вносить в Единое никаких противоречащих логике дуализмов. Все остается Единым, и наш единственный Бог в одиночку отвечает за все, что существует и случается. Он запрещает нам хулить его творение, поскольку в идеале оно хорошо и совершенно, но этот идеал еще не реализован; работа еще идет, Великое Делание продолжается и не должно подвергаться ни анализу, ни осуждению, поскольку цель еще не достигнута. Красота здания проявляется только тогда, когда его освобождают от лесов, с помощью которых оно было возведено. Для того чтобы восхищаться этим миром и справедливо судить о нем, нужно видеть совершенство, к которому он стремится.

Поскольку вокруг еще кипит строительство, давайте попросим строителей, чтобы они посвятили нас в тайны своего искусства. Они проведут нас к двум колоннам, возвышающимся перед Храмом, который они воздвигают во славу Великого Архитектора Вселенной. На правой колонне начертано еврейское слово, которое начинается с буквы Йод и значит: он устанавливает, он основывает. Эта колонна посвящена внутреннему огню, который оживляет все существа и побуждает их самостоятельно проявлять любую инициативу, начиная с инициативы существовать. Таким образом, это индивидуализированная созидательная сила, представленная фаллическими элементами в памятниках" которые наши предки любили возносить как можно выше(1).

Аркан XVI показывает нам одно из таких сооружений, а именно башню. Этот Аркан обычно называется Божий, поскольку символизирует не храм, в котором пребывает Бог, а скорее обожествленное здание - человеческое тело, которое ошибочно отождествляют с Богом(2).

Такое отождествление есть следствие самого первого грехопадения, которое помрачило дух, сошедший в материю с намерением ее развить и облагородить. Это падение неизбежно следует за воплощением, которое не обязательно является результатом первичного греха. Грех Адама очень относителен и существует только в представлении тех слепцов, которые считают труд наказанием и не осознают, что тот, кто добровольно соглашается участвовать в вечной созидательной работе, ставит себя на одну ступень с Богом.

Но временная слепота этих людей входит в божественный план. В интересах преобразующей работы, которую нам надлежит выполнять, мы должны забыть Бога и отождествить себя с материей. Бог приказывает нам это, когда мы воплощаемся, ибо не хочет, чтобы ностальгия по Небесам отвлекала нас от нашей первоначальной задачи. Новорожденный ребенок первое время ничем не отличается от животного. Он создает свой организм, заботясь только о себе с бессознательным и абсолютным эгоизмом. Он возводит себя с тем же настроем, с каким работали строители Вавилонской Башни, точное символическое изображение которой мы видим на картине Аркана XVI(3).

Большинство кирпичей, из которых сложена Башня, окрашена в цвет живой плоти, чтобы показать, что речь идет о живом организме, наделенном способностью чувствовать. Это и все человечество в целом, и тело каждого из нас в отдельности, то есть совокупность клеток, которые порождают друг друга и объединяются в органы, словно кирпичи здания, будь те способны складываться сами собой, подчиняясь загадочным силам взаимного притяжения. Кирпичи Башни, расположенные вокруг отверстий, - темно-красного цвета, поскольку активность должна доминировать в том, от чего требуется самая большая прочность и надежность. Этих отверстий четыре-, дверь и три окна, два из которых пропускают свет на средний этаж этой обители духа, а третье - в комнату на самом верху. Первый этаж башни получает достаточно света через дверь, которая постоянно открыта.

Нижняя часть Башни легкодоступна и соответствует примитивному пониманию, пассивной констатации. Со второго этажа открывается более широкий вид, и то, что наблюдается через левое окно, подвергается сознательному анализу, это знания, которые обретаются путем накопления плодов опыта. Через правое окно внутрь проникает свет разума, который упорядочивает приобретенные знания и составляет из них философию. Но можно подняться еще выше, чтобы оказаться в святилище, куда свет поступает только через одно окно - окно веры или абстрактных обобщающих рассуждений.

Однако и это еще не все. На самом верху Башни есть обнесенная золотыми зубцами терраса, с которой можно созерцать Небо. Верхушку Дома Божьего поддерживает двойной карниз, состоящий из двух рядов кирпичей: сначала зеленых, потом красных. Зеленый цвет Венеры символизирует мистическую чувствительность, а красный - благородный пыл, ведущий к видению Бога и трансцендентальному созерцанию.

Опасно подниматься чересчур высоко - об этом нас предупреждает исходящая от Солнца молния, которая обезглавливает Башню. Солнце здесь выступает в качестве символа Разума, который управляет людьми и удерживает их от излишеств и глупостей. Если вы отваживаетесь на какое-нибудь химерическое предприятие, катастрофа неизбежна; возможно, она случится из-за вашей ошибки, но, что бы вам ни казалось, она предопределена с самого начала и вызвана действием того света, который проясняет умы. Все неразумное само обрекает себя на крах и гибель. Горе тому честолюбцу, который изо всех сил стремится вверх, забью, что вершины притягивают молнию.

Обоих персонажей Аркана XVI постигает кара за самонадеянность; они падают на землю вместе с обломками Башни. Первый из них - король, причем корона остается у него на голове даже во время падения. Этот персонаж символизирует бессмертный дух, для которого был возведен Дом Божий. Силуэт его падающего тела напоминает Айн, 16-ю букву священного алфавита, однако здесь следует сделать замечание, которое уже было сделано относительно буквы Самех. Дело в том, что первоначально буква Айн изображалась на письме в виде круга и только после целого ряда видоизменений, выявленных семитической эпиграфикой, обрела ту форму, которая сейчас используется в квадратном еврейском письме. Костюм Хозяина Башни представляет собой довольно негармоничное смешение разных цветов, которому трудно подобрать сколько-нибудь определенное общее значение. Доминирует синий цвет, символизирующий идеализм, красный цвет говорит об активности правой руки, а зеленый в области сердца - о восприимчивости к женскому очарованию Левая нога желтого цвета, правая - синего, и это может указывать на метания между благочестием, набожностью, верностью (синий) и страстным стремлением к материальным благам (желтый).

Второй персонаж одет в красное, ибо он есть Архитектор Башни; он создал этот организм и умирает вместе с ним, поскольку получил смертельный удар в затылок. Этот творец отождествил себя со своим недолговечным творением, но его гибель и исчезновение тоже являются частью стойкой традиции, ибо каждый индивидуум строит самого себя не в соответствии со своими личными фантазиями, а подчиняясь определенному плану, установленному для его вида. Вид сохраняется только благодаря тому, что обладает собственной, уникальной живой архитектурой. Развитие зародыша совершается в несколько стадий и подчиняется определенному порядку, сначала выстраивается то общее, что свойственно всему биологическому роду, затем проявляются расовые черты, наследственные особенности и только в самом конце - индивидуальные признаки. Таким образом, наша плоть построена неким демиургическим агентом, архитектором нашей телесной башни, которая служит пристанищем для духовного монарха.

Обратите внимание на разноцветные шары, которые разлетаются во все стороны от обрушивающегося Дома Божьего. Это энергии, накопленные на протяжении жизни. Красные шары - это серные или огненные сгущения, зеленые - сгущения, пассивно оживленные Меркурием, а желтые - мертвые как солома сгущения, солевые астральные оболочки.

Эти призрачные формы, из которых ушла активная жизнь, являют собой руины, немые свидетельства прошлого. Мы окружены со всех сторон этими личинками, которые можем оживить, если привяжемся к ним, как это делают те неосторожные, которые становятся жертвами астрального вампиризма. Горе тому тщеславному оккультисту, который возомнил, что ему служат невидимые сущности! Эти сомнительные слуги живут за его счет и используют его точно так же, как он использует их. Он принадлежит им в той же мере, в какой они принадлежат ему. Связавшись с ними, он рискует лишиться рассудка, и именно об этой катастрофе предупреждает нас Аркан XVI.

Злополучному Дому Божьему на небесной сфере соответствует Скорпион, который ускоряет падение Солнца в южные(4) регионы и играет в мифологии роль коварного отравителя. Несмотря на свой скверный характер, это ядовитое животное все же служит опорой для Змееносца, который управляет целительным флюидом, потому что держит в руках змею Эскулапа. Эта змея, которая отказывается ползать в земной грязи, символизирует великий магический агент, то есть жизненный флюид, сублимированный после освобождения от эгоистического господства живущих. Каждый раз, когда проявляем свой физиологический динамизм ради пользы и блага других людей, мы практикуем священное и очень древнее искусство врачевания. Таким образом мы возносим над Скорпионом, который соответствует инстинктам. Змея, который вырабатывает всю животную энергию.

В целом Аркан XVI соответствует определяющему принципу любой материализации и любой тенденции, которая готова материализоваться. Этот принцип побуждает сгущать формы, служащие оболочкой и проводником духа. Так рождаются авторитарные догмы - непрозрачные корки, которые искажают и сдавливают живую истину. Вот откуда происходит человеческая алчность, источник деспотизма, который проявляется как в малом, так и в великом - в частности, в интенсивной эксплуатации земли и людских ресурсов, которой так кичится наша эпоха. Неужели человечество не понимает, что систематическое пренебрежение всякой умеренностью ведет к ужасным социальным катаклизмам? Да смирится гордыня человеческая перед Мудростью Таро!

В некоторых колодах Таро(5) Дом Божий заменен Адом, где изображено чудовище со свиным рылом, пожирающее проклятых, которых Дьявол призывает барабанным боем.

Прорицательные толкования

Материализация. Сгущающее влечение. Крайний эгоизм в действии. Ограничительная монополия. Дух, заключенный в материи. Процесс строительства жизни, результатом которого становится живой организм.

Гордыня, самонадеянность, погоня за химерами. Материализм, привязанный к грубым видимостям, жажда наживы, страстная любовь к материальным богатствам. Мания величия, чрезмерное или противозаконное расширение своих владений. Неутолимые желания. Безудержное стремление завоевывать. Неразумная эксплуатация. Излишества и злоупотребления, ведущие к бунту и потрясениям. Узколобый догматизм, источник неверия. Невежественная алхимия профанов, жаждущих заурядного золота. Справедливая неудача, делающая все предприятие бессмысленным. Наказание за невоздержанность. Болезнь, расстройство, засорение, затвердевание, окаменение того, что некогда было гибким и живым. Руины империй, которые создавались и управлялись на основе грубой силы. Упадок религий, которые были недостаточно терпимыми и объявляли себя непогрешимыми. Заблуждение самонадеянного человека, который переоценил свои силы и не может вовремя остановиться.

Когда этот Аркан перестает быть неблагоприятным, он предупреждает обо всех перечисленных выше опасностях. Здоровый и полезный страх, сдержанность и робость, уберегающие от неразумного риска. Душевная простота, которой претят ученые глупости, обыкновенный здравый смысл, мудрость Санчо Пансы.

1 - Разбитая молнией башня (XVI) символизирует столб Иахин, взятый в отдельности, то есть только те энергии, которые индивид черпает в самом себе. Но ничто долговечное не может быть создано без Силы упрочивающей и поддерживающей, источником которой выступает Воаз. Храм, перед которым возвышаются эти два столба, являет собой вечное сооружение, а построенная в порыве эгоизма Башня — всего лишь временное убежище.

2 - В Италии в XV-XVI вв. эта карта называлась "Стрелой", "Огнем" или "Домом Дьявола" (!). Во Франции с XVII в. она называлась иногда "Молнией", но чаще "Домом Божьим" (LaMaison (de) Dieu) - это выражение часто встречается в Библии (см., например, Быт. 28:17 и 28:22). В Ломбардо-Венецианском Таро козырь XVI стал называться "Башней").

3 - Вавилонская башня представляла собой семь поставленных друг на друга кубов, ибо все творение подчиняется семеричному закону. В гамме вселенской гармонии семь нот, и эта гармония отзывается в человеке, являющем собой малое подобие большого мира (микрокосм). Священная Вавилонская башня была посвящена макрокосму, тогда как обрушивающаяся башня аркана XVI связана исключительно с микрокосмом.

4 - Здесь в оригинальном тексте, по-видимому, опечатка и вместо astrales ("астральные" или "звездные") следует читать austraies ("южные"). Тогда фраза обретает смысл: солнце склоняется к югу зимой, после прохождения знака Скорпиона.

5 - В Парижском Таро.
Освальд Вирт. Таро магов

Новое на форумах



Рекламная пауза
Жезлы



Мечи



Чаши



Пентакли

Автор/Книга
Шут Маг Верховная Жрица Императрица Император Верховный Жрец Влюбленные Колесница Сила Отшельник Колесо Фортуны Справедливость Повешенный Смерть Умеренность Дьявол Башня Звезда Луна Солнце Суд Мир
А.А. и А.Г. Котельниковы
Египетское предсказательное Таро
Герд Циглер
Таро - зеркало души. Таро Тота Алистера Кроули
Даниела Крис
Магическая книга Таро. Предсказание судьбы
Джейн Лайл
Таро Ренессанса
Лариса Мун
Все секреты Таро
ред. А. Костенко
Марсельское Таро: теория и практика
Мишель Моран
Марсельское Таро
Мэри Грир
Полная книга перевернутых карт Таро
Освальд Вирт
Таро магов
Папюс
Предсказываем судьбу по картам Таро. Современное толкование
П. Скотт Голландер
Таро для начинающих
Сандра Табата Цицеро и Чик Цицеро
Магическое Таро "Золотого Рассвета"
Стюарт Р. Каплан
Классика Таро. Происхождение, история, гадание
Тереза Френсис-Чонг, Терри Сильверс
Таро для начинающих
Эндрю Тэйвас
Таро магических символов
Энни Лайоннет
Таро. Практическое руководство
М.С. Бушуев
Карты Таро для начинающих
Массимилиано Филадоро
Универсальное Таро
Автор/Книга
Шут Маг Верховная Жрица Императрица Император Верховный Жрец Влюбленные Колесница Сила Отшельник Колесо Фортуны Справедливость Повешенный Смерть Умеренность Дьявол Башня Звезда Луна Солнце Суд Мир


Толкования арканов Таро представлены в ознакомительных целях. Если Вам понравилась авторская интерпретация, приобретите книгу автора.
Толкования карт, колода которых не указана в книге, иллюстрированы изображениями карт из колоды Райдера - Уэйта. Большинство изображений карт на сайте взяты из Таротеки

По вопросам рекламы и прочим пишите на hello@78kart.ru
Отправить сообщение