Сайт о Книге перемен


Звезда

Звезды

Стремление к индивидуальности и самостоятельности уводит нас от вселенской жизни Великого Существа, частью которого мы не перестаем являться. Мы живем в нем, но вовсе не такой жизнью, которая свойственна ему. Ведь мы удовлетворяемся жизнью узкой, индивидуальной, ограниченной сферой наших ощущений. Наши органы чувств способны познать лишь ничтожную часть огромного и сложного мира, в котором мы существуем. Нас окружает глубокая тьма, но когда мы поднимаем глаза к небу, то видим там сияние Звезд.

Этот небесный свет воодушевляет нас и не дает нам почувствовать себя покинутыми, ибо это сами боги, которых в древности называли "сияющими", присматривают за нами с высоты. Они направляют нас и помогают свершиться нашей судьбе, потому что каждый из нас должен выполнить за свою недолгую жизнь какую-то определенную миссию, каждый из нас воплощается на земле с конкретной целью и с планом ее достижения. Существует некая таинственная карта, на которой прочерчен наш маршрут и обозначены все основные этапы нашего странствия, как если бы суд Ануннаков(1) вынес относительно нас окончательное решение и навсегда установил нашу судьбу.

Если мы точно придерживаемся нашей программы, наша жизнь будет такой, какой и должна быть. Проявляя непокорность, мы усложняем свою жизнь и наполняем ее трудностями, на которые потом сетуем. Жизнь сама по себе не является жестокой, но, с другой стороны, она предназначена вовсе не для того, чтобы доставлять нам удовольствие. Ее задача - заставить нас выполнять нашу миссию. Жизнь - это богиня, добрая и прекрасная, как обнаженная девушка с картины Аркана XVII, которая, преклонив одно колено на берегу пруда, выливает в него содержимое золотого сосуда - горячую жидкость, которая оживляет застоявшиеся воды. В левой руке девушка держит другой сосуд, из которого на сухую землю проливается свежая и удобряющая вода. Этот сосуд сделан из серебра и так же неиссякаем, как и первый. Постоянное орошение поддерживает растительную жизнь, которая представлена на композиции ветвью акации и распустившейся розой.

Мимоза пустыни, акация устойчива к засухе; ее вечнозеленые листья символизируют жизнестойкость и надежду на бессмертие. Согласно легенде о Хираме, это растение указывает путь к могиле Мастера, хранителя утраченной традиции. Ветвь акации соответствует золотой ветви древнего посвящения. Увидеть и познать акацию - значит получить начальные посвятительные знания, которые помогают приблизиться к секрету Мастерства. Адепт, который хочет раскрыть этот секрет, должен воскресить в себе мертвую Мудрость. Для этого ему следует уподобиться Исиде, которая обошла всю землю, собирая части тела своего мертвого супруга. Эти драгоценные останки сможет собрать тот мыслитель, который умеет различить истину, скрытую под грудой суеверий, доставшихся нам в наследство от прошлого. Духовное тело бога, который некогда наполнял светом весь мир, разделено на части между множеством невежд в форме необычайно стойких верований, которые живут веками, хотя и противоречат общепринятым системам убеждений. Посвященный не пренебрегает этими изуродованными останками утерянного знания; напротив, он собирает их с огромным тщанием и благоговением, чтобы составить из них все тело мертвого учения. Когда будет найдена и водружена на свое место последняя частица, это учение оживет, подобно Хираму или Осирису. Но если бы не указующая акация, откуда нам знать, где искать тело?

С этим скромным зеленым растением, которое на Востоке украшает заброшенные гробницы, составляет контраст роза, пышно расцветающая в наших садах Символ всего, что украшает нашу земную жизнь, этот цветок любви и красоты отражается в пруду, где содержатся жизненные флюиды. Бабочка Психеи опустилась на венчик цветка и наслаждается приятным ароматом тонких чувств, проясненных умом, которому удалось избавиться от всего грубого и низменного. Роза с картины Аркана XVII - это роза рыцарей духа, тот цветок, который украсит крест, сделанный из акации Как только это произойдет, вера перестанет быть слепой, религиозная чувствительность и философское глубокомыслие гармонично соединятся к удовольствию тех душ, которые стремятся к сознательной и рассудительной вере(2).

Но заря понимания, которую видят только посвященные, еще не способна рассеять мрак, царящий в человеческих умах, хотя мы видим, как на ночном небе бледнеют звезды, когда восходит Люцифер, Денница или, иначе, утренняя Венера. Это небесное тело и есть та самая большая звезда на картине Аркана XVII, которая испускает не только восемь золотых лучей света, но и восемь зеленых языков пламени Таким образом, цвет Венеры сочетается с огдоадой(3) Иштар, богини прежде всего халдеев Халдеи обожествляли звезды, и в их примитивной письменности идеограмма означала "бог". Хотя ассирийцы переняли этот символ, они использовали его несколько иначе - ставили его перед божественными именами. Однако восьмилучевая звезда так и оставалась священным символом богини Иштар, которую в те времена уважали и любили намного больше остальных божеств. Люди не могли не поклоняться этой нежной и щедрой богине, ибо верили, что именно ей они обязаны жизнью, появлением на свет. Ее колдовские чары пробуждают в душах желание обрести тело. Иштар дает воплотившимся душам почувствовать прелести земной жизни, но в то же время подвергает их испытаниям, ибо требует от своих последователей мужества и хочет, чтобы они храбро боролись за существование. Она вознаграждает только тех, кто этого заслуживает, то есть людей деятельных и энергичных, а не тех ленивцев, которые охочи до наслаждений, но не хотят напрягаться. Кроме того, она посылает каждому только те удовольствия, которые он способен оценить: заурядным людям – мимолетные животные наслаждения, более утонченным душам - продолжительные, изысканные и возвышенные радости. Тот, кого избрала Иштар, обретает божественную природу, ибо возносится над материей и проникается божественной любовью!

Иштар двулика: воинственная утром, вечером она становится нежной. Утром она будит спящих, расшевеливает дремлющие умы и подстрекает их к люциферическому бунту против тирании правящих догм(4). Вечером звезда Иштар снова появляется на пурпурном предзакатном небе, теперь уже сияя мягким и успокаивающим белым светом. Усталые люди взирают на нее с благодарностью; им кажется, что богиня приглашает их насладиться заслуженным отдыхом, ласками и спокойными раздумьями. Не эта ли Иштар раскрывает перед нами красоту вещей? В вечерний час поэты больше не видят в ней пылкую любовницу, которая пугает неистовством своей страсти, ту Иштар, любовь которой отверг мудрый Гильгамеш; нет, на закате она превращается в Сидури, целомудренную хранительницу врат рая на берегу Западного моря, бриз которого ласкает деревья, плодоносящие драгоценными камнями(5). Похоже, девушка с картины Аркана XVTJ - тоже одно из воплощений великой богини, которую так обожали наши отдаленные предки. Эта девушка олицетворяет соблазны и привлекательные стороны земной жизни; она сама природа, добрая, нежная и прекрасная, вечно молодая мать, которая становится нежной любовницей для живущих.

Земная жизнь, которую мы любим больше всего, несмотря на то что она несет нам рабскую зависимость от материи, погружает нас во мрак, который был бы абсолютным, если бы не сияние, льющееся с небес. Звезды символизируют тот слабый свет, который облегчает и направляет духовные поиски простых людей. Эти дети природы обращаются к идеалу с непосредственной набожностью и любовью, которая придает им сил для выполнения их земной миссии. Они обожествляют жизнь и считают священным все, что с нею связано. Нам следовало бы воспеваться здоровой красотой их религиозности, более подлинной в своей простоте, чем наши претенциозные системы, отягощенные вселяющей тревогу и беспокойство метафизикой.

Поскольку на картине Аркана XVII изображено восемь звезд, он указывает на Аркан VIII (Справедливость), то есть на Разум, который координирует естественные действия и реакции. Но здесь эти восемь звезд образуют единое целое: вокруг большой звезды расположены семь звезд поменьше, четыре желтых и три синих, причем желтые звезды образуют квадрат. Эти звезды символизируют влияния, которым наша личность подвергается со стороны небесных тел; но средневековых рисовальщиков, по-видимому, не стесняли те идеи и правила, которые сейчас считаются в астрологии классическими. Септенер звезд, который они подчинили Венере, - это не обязательно те планеты, которые учитываются в гороскопе. Венера находится в экзальтации в той части неба, где Рыбы граничат с Андромедой и Квадратом Пегаса. Неподвижные звезды этого квадрата в сочетании с тремя ярко сияющими звездами Андромеды, по-видимому, и есть те самые семь звезд, которые на картине Аркана XVII окружают звезду Иштар.

Теперь оставим в стороне чересчур глубокие астрологические толкования и будем искать самый простой символизм, который должен быть заметен с первого взгляда. Рассмотрим в первую очередь две звезды - самую большую и самую маленькую. Последняя блистает в самом центре композиции, под большой звездой и прямо над белокурой головкой обнаженной девушки, в которой, кстати, можно увидеть Еву, олицетворение воплощенного человечества. Это крошечное и самое близкое к девушке светило - индивидуальная звезда каждой личности, ибо каждый из нас имеет свою звезду, которая пропускает сквозь себя влияния остальных звезд и концентрирует их на нас.

Личная звезда синяя, как и две звезды побольше, которые расположены чуть выше - одна справа, другая слева. Эти звезды накапливают в себе влияния, оказываемые на душу, и таинственным образом ее освещают. Правая звезда воспринимает все, что адресовано сознанию и разуму (Солнце), левая же - все, что связано с чувствами и воображением (Луна).

Желтые звезды делят между собой влияния, приписываемые Меркурию, Марсу, Юпитеру и Сатурну, но над ними всеми на картине Аркана XVII доминирует Венера, как, кстати, и в хиромантии; где холму Венеры придается гораздо большее значение, чем всем остальным холмам.

Аркану XVII вовсе не чужды зодиакальные Рыбы, эти обитатели звездных пространств, которые плавают в небесном океане Эа халдейского бога Высшей Мудрости, и к тому же граничат с созвездием Андромеды. Ибо эта принцесса, дочь Цефея и Кассиопеи, была прикована нагой к омываемой волнами скале, где ее сожрало бы морское чудовище, если бы не вмешался Персей. Таким образом, здесь речь идет о прикованной к материи живой душе, то есть о юной Еве Таро, мать которой, мифологическая царица Эфиопии, на самом деле является Природой, которую символизирует Папесса (Аркан II). Ее отец, чернокожий царь, правящий бездонной пучиной Бесконечности, - не кто иной, как Дурак, сфера которого находится вне досягаемости человеческого ума. Персеи, который берет в жены Андромеду, соответствует душе духовной (НЕШАМА), которая, соединившись с душою телесной (НЕФЕШ ХАЙЯ), возносит и облагораживает ее духовно.

Аркан XVII находится в середине второго ряда Таро, знаменуя, как и находящийся прямо над ним Аркан VI, переход от одной фазы посвящения к другой. Подобно тому как в активной сфере Влюбленный переходит от теории к практике, душа мистика, направляемая путеводными Звездами, приходит к теоретическому различению после того, как вступает на практике в отношения с "не-Я". Арканы с XII по XVI не просто восхваляют самозабвение и обучают ему, но и обязывают проявлять его на практике. Добравшись до Аркана XVII, адепт уже не может выбирать из двух путей, как юный Геркулес на картине Аркана VI. Его путь предопределен; звезды предрешили его судьбу, и он даже не надеется ее избежать, потому что смиренно покоряется небесным влияниям, которые должны привести его к мистическому просветлению. Это просветление - награда за труды, к которым побуждает сердце, а не результат систематической учебы, характерной для дорического посвящения, где все действия проистекают из предварительно полученных знаний. Фокусник (I) сначала изучает теорию (II, III, IV, V), затем проходит моральные испытания (VI) и только после этого применяет свои знания на практике (VII, VIII, IX, X) и полностью проявляет свою силу (XI). В отличие от дорического подхода, который основан на сознательном овладении собой и целенаправленном развитии личности, подход ионический требует от адепта полного отрицания своего "Я". Повешенный (XII) доводит это самоотрицание до того, что полностью подавляет свою индивидуальную инициативу (XIII) и соединяется с тем, что находится вне его (XIV, XV, XVI), Так он достигает Аркана XVII, который показывает свойственную детям Природы восприимчивость, а также простоту души и духа, без которой никто не войдет в Царство Божие. Это святое неведение, нисколько не замутненное тщеславными знаниями, озарено мистическим просветлением, этапы которого обозначены Арканами XVIII, XIX, XX и XXI.

В Аркане XVII представлены две тайны - сна и ночи. Когда мы спим, духовная душа покидает тело, которое остается отдыхать, в то время как его органы продолжают функционировать автоматически.

Чем же занимается ночью наше "Я" после того, как покидает тело? Может быть, мы все живем двойной жизнью и периодически освобождаемся от оков плоти? Есть ли потребность более сильная, чем потребность в сне? Мы живем поочередно в двух мирах, один из которых нам совершенно неизвестен. Каждое утро мы возвращаемся из путешествия, подробности которого не в силах вспомнить. Нам остается только слабый отголосок этих приключений в форме сновидения, когда наш мозг регистрирует причудливые образы, свидетельства нашей бессознательной ночной активности. Мы не придаем особого значения этим смутным образам, однако они непосредственно связаны с эмоциями, которые вызваны какими-то функциональными расстройствами. Когда-то врачи ставили больному диагноз на основе ею сновидений; больные приходили спать в храмы Эскулапа, и бог показывал им во сне то, что должно было их вылечить. В наше время также нередки случаи, когда больные в состоянии сна очень точно определяют, какое лечение им необходимо. Таким образом, мы ни в коем случае не должны пренебрегать той информацией, которая содержится в наших сновидениях. Сон приподнимает завесу тайны и дает нам возможность заглянуть за нее, дарит нам смутные ощущения и предчувствия, позволяющие нам догадываться о существовании другого мира. Можно сказать, что именно сновидения были первыми посвятителями человечества.

Что происходит, когда мы вечером закрываем глаза и отправляемся в неведомый мир? Представьте себе водолаза, который, выполнив свою работу, возвращается на поверхность и снимает скафандр. Как огромна разница между морским дном, где поле зрения водолаза ограничено несколькими метрами, и необъятным сияющим простором, который открывается перед ним, когда он всплывает на поверхность и снимает шлем! Но предположим, что наш водолаз совершенно забывает об этом мире на поверхности каждый раз, когда спускается на глубину; чтобы выполнить свою тяжелую работу. Бодрствуя, мы на самом деле пребываем в мрачных глубинах, а сон приносит нам свободу и яркий свет. В отличие от тела, наш дух не впадает в оцепенение; пока тело отдыхает, он продолжает активно действовать. В результате ночь дает ответы на многие вопросы, ибо во сне все мы становимся в каком-то смысле ясновидящими благодаря тому, что освобождаемся от непрозрачного панциря, который необходим нам для нашей земной деятельности. Если перед сном мы стараемся принять какое-то решение или найти выход из сложной ситуации, часто случается так, что после пробуждения у нас вдруг появляется четкий ответ на мучивший нас вопрос. Это объясняется вмешательством и помощью нашей маленькой синей звезды, которая смогла получить нужную информацию от своих старших и более крупных сестер.

Прорицательные толкования

Женщина-утешительница, которая придает сил мужчине, изнуренному борьбой за существование. Ева, которой обещан Искупитель. Жизнь, разделенная между всеми существами. Душа, которая связывает Материю с Духом. Природа в действии. Ночь и ее тайны. Сон и его откровения. Бессмертие. Судьба, предопределение. Идеал, к которому стремится жизнь. Объективная красота. Эстетика. Культ Прекрасного. Религиозное преклонение перед Жизнью, делающее священным все, что с ней связано. Иштар.

Надежда, жизнерадостность, веселье, мужество, умение стойко и без печали сносить тяготы жизни. Идеализация реальности. Поэзия, изящные искусства, музыка, чувствительность, утонченность, нежность, сострадание. Легкость характера, непритязательность.

Невинность, простодушие, наивность, незнание. Молодость, очарование, обольщение, притягательность, Эпикурейство, чувственность, мечтательность, уступчивость, небрежность. Доверие, покорность, фатализм.

Астрология, влияния звезд, оккультная защита, интуитивные прозрения, предвидения, предчувствия. Нескромное любопытство. Пандора и ее злосчастная шкатулка(6).

1 - См. Oswald Wirth, Le Роете d'Ishtar, mythe bahylonien mterprete dans son esoterisme, Collection du Symbolisme.

2 - Подробное объяснение символизма розенкрейцеров выходит за рамки данной работы. Он настолько сложен, что для этого понадобилась бы отдельная книга.

3 - То есть восьмерицей.

4 - Греки не считали Венеру богиней жизни, которая будит смертных. Они полагали, что нашу деятельность стимулирует Меркурий, поэтому именно ему посвятили петуха, который возвещает наступление дня.

5 - См. "Эпос о Гильгамеше", халдейскую поэму, которой уже больше пяти тысяч лет, песнь X.

В сказке "Зеленая Змея", которую мы перевели и прокомментировали (Editions du Monde-Nouveau, 1923), Гете описывает парк с бесплодными деревьями, на которых роскошная листва, но нет ни цветов, ни плодов. В этом парке обитает совершенная красавица Лилия, прикосновение которой убивает.

6 - Пандора греческой мифологии, как и библейская Ева, была первой сотворенной женщиной.
Освальд Вирт. Таро магов

Новое на форумах



Рекламная пауза
Жезлы



Мечи



Чаши



Пентакли

Автор/Книга
Шут Маг Верховная Жрица Императрица Император Верховный Жрец Влюбленные Колесница Сила Отшельник Колесо Фортуны Справедливость Повешенный Смерть Умеренность Дьявол Башня Звезда Луна Солнце Суд Мир
А.А. и А.Г. Котельниковы
Египетское предсказательное Таро
Герд Циглер
Таро - зеркало души. Таро Тота Алистера Кроули
Даниела Крис
Магическая книга Таро. Предсказание судьбы
Джейн Лайл
Таро Ренессанса
Лариса Мун
Все секреты Таро
ред. А. Костенко
Марсельское Таро: теория и практика
Мишель Моран
Марсельское Таро
Мэри Грир
Полная книга перевернутых карт Таро
Освальд Вирт
Таро магов
Папюс
Предсказываем судьбу по картам Таро. Современное толкование
П. Скотт Голландер
Таро для начинающих
Сандра Табата Цицеро и Чик Цицеро
Магическое Таро "Золотого Рассвета"
Стюарт Р. Каплан
Классика Таро. Происхождение, история, гадание
Тереза Френсис-Чонг, Терри Сильверс
Таро для начинающих
Эндрю Тэйвас
Таро магических символов
Энни Лайоннет
Таро. Практическое руководство
М.С. Бушуев
Карты Таро для начинающих
Массимилиано Филадоро
Универсальное Таро
Автор/Книга
Шут Маг Верховная Жрица Императрица Император Верховный Жрец Влюбленные Колесница Сила Отшельник Колесо Фортуны Справедливость Повешенный Смерть Умеренность Дьявол Башня Звезда Луна Солнце Суд Мир


Толкования арканов Таро представлены в ознакомительных целях. Если Вам понравилась авторская интерпретация, приобретите книгу автора.
Толкования карт, колода которых не указана в книге, иллюстрированы изображениями карт из колоды Райдера - Уэйта. Большинство изображений карт на сайте взяты из Таротеки

По вопросам рекламы и прочим пишите на hello@78kart.ru
Отправить сообщение